Эмоции

Эмоции определяют как «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения конкретных явлений и ситуаций к потребностям» (В.В.Нуркова, Н.Б.Березанская, «Психология»). В этом определении подчеркивается тот факт, что эмоции могут возникать только в связи с такими событиями, явлениями и предметами окружающей действительности, которые могут удовлетворить (или, наоборот, фрустрировать) актуализированную потребность, т.е. связаны с мотивами деятельности. Если по поводу чего-либо у человека возникают эмоции, то из этого следует, что оно (что-либо) связано с каким-либо мотивом деятельности (шире – поведения).

В деятельностной концепции эмоции в узком смысле этого слова определяют как отношение результата деятельности к ее мотиву. Так, говоря абстрактно, радость возникает у человека, когда мотив его деятельности реализован, страх возникает, когда под угрозой находится мотив самосохранения, раздражение возникает в том случае, если на пути к реализации мотива человек сталкивается с каким-либо непредвиденным препятствием и т.д.

Таким образом, эмоции являются очень важным индикатором, говорящим об истинных мотивах поведения конкретного человека.

Ю.Б.Гиппенрейтер в своей книге «Введение в общую психологию» пишет по этому поводу: «бывает, например, что человек, совершивший альтруистический поступок, испытывает чувство неудовлетворенности. Ему недостаточно, что он помог другому. Дело в том, что его поступок еще не получил ожидаемого признания со стороны окружающих, и это его разочаровало. Чувство разочарования и подсказывает истинный и, по-видимому, главный мотив, которым он руководствовался».

Взгляд на эмоции со стороны деятельностного подхода дополняется информационной теорией П. В. Симонова (1964), в которой эмоции рассматриваются как форма отражения в сознании человека актуальной потребности (мотива) и вероятности ее удовлетворения в дaнныx конкретных обстоятельствах. Если вероятность удовлетворения актуализированной потребности (вероятность реализации мотива деятельности) является низкой, это приводит к возникновению отрицательных эмоций. Если же вероятность успеха (эффективности деятельности) по сравнению с имевшимся прогнозом увеличивается, то это рождает эмоции положительной валентности.

Так, в ситуации полиграфной проверки грамотное проведение стимуляционно-адаптирующего теста приводит причастное к устанавливаемому событию лицо к пониманию того, что вероятность ввести специалиста в заблуждение является практически «нулевой». Это, в свою очередь, вызывает у такого обследуемого резко выраженные отрицательные эмоции в ответ на проверочные стимулы и, следовательно, яркие и показательные физиологические реакции, которые сопровождают такого рода эмоции. В то же время, у непричастного к устанавливаемому событию человека, который, напротив, испытывает опасения, что в отношении него специалистом, возможно, будет допущена ошибка, квалифицированное проведение стимуляционно-адаптирующего теста снижает в сознании субъективную оценку вероятности ошибочного обвинения и минимизирует возникновение отрицательных эмоций в ответ на проверочные стимулы, что, в свою очередь, ведет к повышению степени объективности проводимой проверки.

По традиции, к эмоциональной (аффективной) сфере, помимо собственно эмоций, относят также аффекты, чувства и настроения.

Под аффектом понимают «сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными (вегетативными) проявлениями» (А.Н.Леонтьев, «Потребности, мотивы, эмоции»).

В.В.Нуркова и Н.Б.Березанская в своей книге «Психология» приводят определение аффекта, данное другим выдающимся советским психологом С.Л.Рубинштейном, а именно: «аффект – это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподвластную сознательному контролю разрядку в действии». У человека аффекты возникают не только в ответ на угрозу его биологическому состоянию или в ответ на выраженное напряжение инстинктивной сферы, но могут быть обусловлены также и социальными факторами.

В отечественном уголовном праве учет дезорганизующего влияния аффекта на адекватный характер протекания деятельности, выражающегося в совершении преступных действий, находит свое специальное закрепление, например в статье 107 УК Российской Федерации (убийство, совершенное в состоянии аффекта) и в статье 113 УК Российской Федерации (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта).

В своей работе по расследованию преступлений, совершенных в состоянии аффекта, в том числе в состоянии патологического аффекта (вплоть до выраженного сужения сознания), полиграфолог должен иметь в виду, что в подобных случаях следует большее внимание уделять общим признакам события (ударил, выстрелил, задушил), а не частным (сколько раз ударил или выстрелил, в какое место нанес удар и т. д.), поскольку слишком велика вероятность того, что человек мог просто не запомнить такие частности. Следует также иметь в виду, что при необходимости в таких случаях специалист должен также ориентироваться и на заключение судебной психолого-психиатрической экспертизы.

Таким образом, аффекты отличаются от эмоций, в первую очередь, кратковременностью протекания, интенсивностью и наличием поведенческого (внешнего) компонента.

Когда говорят о чувствах, то имеют в виду некие относительно устойчивые (в отличие от собственно эмоций) эмоциональные образования, которые носят предметный характер, возникающие «в результате специфического обобщения эмоций и связанные с представлением или идеей о некотором объекте – конкретном или обобщенном (например чувство любви к человеку, к Родине, чувство ненависти к врагу и т.п.)» (А.Н.Леонтьев, «Потребности, мотивы, эмоции»). Чувства также выступают как некие формы целостного отношения к действительности. В таких случаях говорят о присущем человеку чувстве прекрасного, об эстетических чувствах, о чувстве юмора и т.д. Человеческие чувства можно расположить по возрастанию масштаба их объекта на условной шкале, начиная от чувств к какому-либо конкретному человеку или предмету и заканчивая высшими, так называемыми социальными и идеальными чувствами, которые составляют нравственную основу личности.

Нередко встречается несовпадение между общими чувствами и собственно эмоциями как ситуативными феноменами. Это бывает вызвано рассогласованием стабильного эмоционального отношения к какому-либо предмету или ситуации и частной (актуальной) эмоциональной реакции на конкретную ситуацию. Так, глубокое чувство материнской любви к своему ребенку может в определенной ситуации смениться кратковременной эмоцией раздражения, неудовольствия или даже гнева. Точно так же футбольный болельщик, испытывающий самые положительные чувства по отношению к любимой команде, может после ее досадного проигрыша переживать кратковременные эмоции досады, неудовольствия и т.д. Или, например, человек, который всю свою жизнь не испытывал к работникам правоохранительных органов никаких позитивных чувств, может испытывать быстро преходящую симпатию и благодарность по отношению к конкретному сотруднику за проявленное им душевное участие и своевременно оказанную помощь и т. д.

Под настроением понимают «достаточно продолжительное эмоциональное состояние невысокой интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекающих психических процессов» (В.В.Нуркова, Н.Б.Березанская, «Психология»). Характеризуя настроение, обычно используют такие определения как: приподнятое настроение, бодрое настроение, прекрасное расположение духа или, наоборот, унылое настроение, угнетенное настроение, мрачное настроение и т.д.

В жизни человека эмоции выполняют пять основных функций:

  1. Отражательно-оценочная функция. П.В.Симонов и П.М.Ершов в своей книге«Темперамент. Характер. Личность.» пишут по этому поводу следующее: «…соотнося события внешнего мира с потребностями организма, эмоции оценивают значение этих событий для субъекта, ибо значимо только то, что может либо способствовать, либо препятствовать удовлетворению потребностей. Эмоции оказываются универсальной мерой значимости, своеобразной «валютой мозга». <…> Роль эмоций отнюдь не сводится к простому сигнализированию полезного или вредного. Эмоции дают возможность выяснить, что и в какой мере представляется наиболее важным для субъекта, требует первоочередного удовлетворения».
  2. Регуляторная функция. Как правило, человек действует в системе координат «потребность – возможность удовлетворения потребности» по принципу снижения выраженности отрицательных эмоций и увеличения интенсивности положительных эмоций. В сознании человека окружающий его мир (ситуации, события, предметы, люди и т.д.) проецируются на указанную систему координат. При этом различные потребности (или уже опредмеченные потребности, т.е. мотивы) конкурируют между собой. Так вот эта конкуренция происходит именно на уровне эмоций, сопровождающих конкурирующие мотивы в данной конкретной ситуации: какой мотив вызывает более сильную эмоцию (разумеется, с учетом ее знака, или валентности, а также вероятности достижения эффективного результата деятельности), такой мотив и трансформируется в действие.
  3. Мобилизующая функция. Эта функция проявляется физиологически. Например, в ситуации «борьбы или бегства» эмоции вызывают (через регуляторные механизмы центральной нервной системы) выброс в кровь адреналина из коры надпочечников, что повышает сопротивляемость и конкурентоспособность организма.
  4. Следообразующая функция. Проявляется в образовании устойчивых положительных и отрицательных ассоциативных (условнорефлекторных) связей между эмоцией и ситуацией (предметом, человеком и т. д.). Эти ассоциации позволяют в будущем предвосхищать возможное развитие событий на базе прошлого эмоционального опыта и строить на этой основе адекватное поведение. Положительные эмоции закрепляют определенные способы поведения, а отрицательные эмоции тормозят их. По меткому замечанию В.В.Нурковой и Н.Б.Березанской, «все ситуации, сколько-нибудь схожие с теми, что уже были пережиты, приобретают определенный эмоциональный маркер».

5. Коммуникативная функция. Коротко говоря, эта функция эмоций основана на том, что в повседневной жизни (за исключением, разумеется, некоторых специфических ситуаций) эмоции сопровождаются внешними выразительными (экспрессивными) коррелятами, что позволяет человеку ориентироваться в состояниях, отношениях и намерениях его партнеров по общению. Возможность использования этой функции эмоций для целей «детекции лжи» прекрасно иллюстрируется известным телесериалом «Lie to me» («Обмани меня») (особенно первыми его сериями), консультантом (и прототипом главного героя) которого являлся Пол Экман, известный исследователь «детекции лжи».

Добавить комментарий