Методический принцип психофизиологического исследования. Сопряженная моторная методика

Александр Романович Лурия (1902 – 1977) – участник знаменитой «тройки» выдающихся советских психологов. Первые публикации по психологии были написаны им еще в студенческие годы, и многие высказанные им в первый период научного творчества идеи сегодня являются классикой психологии. Лурия – доктор педагогических наук, доктор медицинских наук, профессор, действительный член АПН СССР и нескольких американских академий, почетный член множества научных обществ и университетов в Европе.

Оставляя за скобками его вклад в общую психологию, сосредоточимся на более специфических для полиграфологии отраслях. Здесь Лурия известен как создатель нейропсихологии, автор важнейших психофизиологических исследований (в том числе, совместно с А.Н.Леонтьевым) и работ по психолингвистике.

Полиграфолог, впервые знакомящийся с работами А.Р.Лурия, может быть удивлен: там высказаны и даже четко сформулированы многие фундаментальные и инновационные идеи современной полиграфологии. И, заметим, многие из исследований датируются 1920-ми годами.

Главный и общепризнанный (по крайней мере, в нашей стране) вклад А.Р.Лурия в психофизиологическую «детекцию лжи» можно усмотреть в формулировании собственно методического принципа инструментальной психофизиологии.

Сам А.Р.Лурия однажды сказал о своих исследованиях и «детекторе лжи» весьма ярко: «Дело, видите ли, в том, что из этих работ родился детектор лжи. Только американцы, легкомысленно схватив идею, не усвоили ее суть и потому извратили. Поэтому их детектор лжи построен на изучении вегетативных реакций и не использует сопряженную моторную методику, а ведь именно в ней весь фокус!».

Помня, разумеется, что дебют полиграфа состоялся чуть раньше начала луриевских исследований, мы, все же, полагаем, что идеи А.Р.Лурия крайне важны и плодотворны для полиграфологии. Постараемся, чтобы в этой главе читатель также смог сформировать представление об их значимости и актуальности.

Первая работа Лурия, которую мы кратко рассмотрим – «Сопряженная моторная методика и ее применение в исследовании аффективных реакций».

В этой работе был сформулирован известный т.н. методический принцип инструментальных психофизиологических исследований:

«…Единственная возможность изучить механику внутренних “скрытых” процессов сводится к тому, чтобы соединить эти скрытые процессы с каким-нибудь одновременно-протекающим рядом доступных для непосредственного наблюдения процессов поведения, в которых внутренние закономерности и соотношения находили бы себе отражение.

Изучая эти внешние, доступные наблюдению корреляты, мы имели бы возможность тем самым изучать недоступные нам непосредственно “внутренние” соотношения и механизмы».

Сказанное и является основой сопряженной моторной методики А.Р.Лурия.

Здесь важно подчеркнуть два обстоятельства, на которых не раз останавливался и сам Лурия.

Во-первых, речь идет о «сопряжении», которое заключается в одновременности, а не в следовании друг за другом, внешних (т.е., в нашем случае, физиологических) и внутренних (психических) процессов, а также в их объединенности в единую систему процессов (которую можно интерпретировать как систему деятельности).

Во-вторых, речь идет об «отражении», которое здесь можно понимать вполне по-математически: между процессами существует связь, рассматриваемая как функциональная.

Следующей принципиальной составляющей методики Лурия является то, что «сложнейшие закономерности и своеобразнейшие механизмы поведения можно изучить, лишь динамически подходя к объекту, стараясь поймать у него моменты нарушенного и восстанавливающегося равновесия, моменты, когда нормальная деятельность организма временно уступает место дезорганизации».

Методика противопоставляется «методу выражения», известному со времен Вундта. Обе методики изучают аффекты «путем учета отражения их на так называемых соматических реакциях – дыхании, пульсе, кровенаполнении и т.п.». Но Вундт, «вызывая центрально ту или иную эмоцию» и наблюдая ее отражение на «легко регистрируемых, периферических непроизвольных реакциях», не прибегал к «сопряжению», как это делает Лурия. И, надо сказать, как не делают, зачастую, полиграфологи.

В чем же смысл «сопряжения»? Оно, следуя логике Лурия, является условием обеспечения адекватности «отражения». «Сопряжение» предполагает кроме наличия двух строго учитываемых рядов (определенной центральной и определенной же периферической деятельности), искусственное выделение регистрируемого ряда периферических реакций, который становится как бы доминантным в ряду других родственных систем периферической деятельности». Без этого, утверждает Лурия со ссылкой на принцип доминанты Ухтомского, нарушения центральной деятельности будут «перебрасываться» с одной отражающей системы на другую, и «мы почти лишаемся возможности получить устойчивую картину наступающих в результате аффекта изменений. <…> Мы видим наличие измененной картины дыхания, пульса и т.д., но не можем установить стандартной, определенной картины этих изменений для того или иного случая».

Эта проблема, на наш взгляд, отчасти соотносится в полиграфологии с проблемой симптомокомплекса.

Далее, из числа периферических систем Лурия останавливает свое внимание на моторике, ибо «именно состояние моторной сферы является ближайшим коррелятом состояния центральной нервно-психической деятельности». Более того, моторный процесс, в силу того, что он имеет «определенную направленность…, быстроту, интенсивность и оформленность», позволяет отслеживать сопряженные психические процессы «в весьма многих планах».

А.Р.Лурия использовал в качестве регистратора моторных реакций род кимографа. В описываемых экспериментах отражающей системой был выбран простой нажим пальцем руки на ключ прибора.

Выбор «центральной» (психической) деятельности остановлен на ассоциативном процессе. Ассоциативный эксперимент тогда (1920-е гг.) уже давно был прекрасно разработанным методом, а ассоциативная реакция обладает, по мнению Лурия, двумя важными достоинствами:

  • она «является, собственно, почти единственным доступным для исследования видом высших психических функций человека»;
  • она «является тончайшим реагентом на все аффективные потрясения».

Итак, А.Р.Лурия совместил ассоциативный эксперимент с инструментальной регистрацией моторных реакций. Ассоциирование при этом «сопрягалось» с моторикой, иначе (делает вывод Лурия из ряда экспериментов) адекватное «отражение одного процесса в другом перестает существовать».

Последовательно описывая ход и результаты множества различных опытов, Лурия выявляет эффекты и явления, интересные и в смысле полиграфологии. Мы настоятельно рекомендуем читателю, не знакомому с работой А.Р.Лурия, обратиться к первоисточнику – это кладезь наблюдений, толкований, идей, актуальных и поныне.

Главное, что было четко установлено: нарушения процесса ассоциации (вызванные, по Лурия, аффектами), устойчиво отражаются в непроизвольных моторных реакциях. Примерный вид того, как кимограф регистрирует динамику давления на ключ, приведен на рисунке (по вертикальной оси – сила нажатия, по горизонтальной – время).

1

 

 

Добавить комментарий