Значимость и внимание

Психофизиологический феномен (внешний стимул, несущий человеку значимую для него в конкретной ситуации информацию, устойчиво вызывает физиологические реакции, превышающие реакции на объективно сходные стимулы, предъявляемые в тех же условиях, но не несущие человеку ситуационно значимую информацию), лежащий в основе метода полиграфологии, заключается в зависимости интенсивности (силы, выраженности) физиологических реакций от субъективной ситуационной значимости стимулов, вызывающих эти реакции. Принятие данного положения является, по мнению авторов, необходимым условием для выполнения конструктивного теоретического осмысления психологического механизма полиграфных проверок.

Однако существует и другой взгляд. Согласно ему, сила физиологических реакций определяется лживостью или правдивостью ответа, даваемого проверяемым на стимул-вопрос. Как уже отмечалось, этот взгляд лежал в основе Relevant & Irrelevant Questions Technique (в ее первоначальном виде). Напомним, что согласно идее этой методики правдивые ответы должны сопровождаться менее выраженными реакциями, а лживые – заметно более выраженными, или, другими словами, что выраженность реакции «пропорциональна» лживости ответа.

Итак, в условиях корректно проводимой полиграфной проверки выраженность физиологических реакций обследуемого отражает субъективную значимость стимулов, ему предъявляемых. Ниже мы дадим психологическое объяснение такой связи, но прежде необходимо ответить, а что есть «значимость»?

Слово «значимость» можно часто встретить в публикациях по физиологии, психологии, полиграфологии. Очень часто авторы не делают попыток дать определение тому понятию, которое они обозначают этим термином. Это, очевидно, связано с тем, что слово используется в своем общепонятном лексическом смысле. Толковый словарь предлагает понимать «значимость» в двух аспектах: 1) значимость как важность, обладание важностью, и 2) значимость как означенность, т.е. обладание семантикой, значением и смыслом.

Принципиально, что в теории полиграфных проверок термин «значимость» должен применяться для обозначения вполне определенного научного понятия. В контексте научной теории «игра в слова», т.е. чередование в тексте «значимости» и «важности», недопустима. Задача точного определения понятия значимости является актуальной, так как это понятие (наряду с понятием личностного смысла), является ключевым для полиграфологии. Отметим, что в приведенной формулировке психофизиологического феномена (по Ю.К.Азарову) или в теории Мюррея Кляйнера центральное место занимает значимость как таковая, а, например, в концепциях Л.Г.Алексеева или В.А.Варламова речь скорее идет о «социальной значимости», т.е. о том аспекте значимости, который связан с социальными потребностями и мотивами.

Понятие значимости, близкое к интересующему нас, возникает, по-видимому, при исследовании реагирования живых организмов на внешние стимулы (при переходе от раздражимости к чувствительности). Проанализируем употребление терминов «значимый стимул» и «незначимый стимул» применительно к реагированию психики (даже простейшей, доинтеллектуальной) на внешние воздействия.

Какой стимул мы называем значимым? Очевидно, что значимым мы назовем тот стимул, который несет психике важную с точки зрения адаптации информацию об изменениях в окружающей ситуации. Продолжая рассуждение, мы можем прийти к следующему пониманию: значимый стимул – это такой стимул, который сообщает психике о появлении в окружающей ситуации фактора (объекта, явления), который оказывает влияние на успешность удовлетворения какой-либо потребности организма. Значимый – значит потенциально влияющий на удовлетворение существующей потребности, могущий удовлетворить или фрустрировать ее.

Обратим внимание, во-первых, на то, что значимость определяется через понятие потребности, и, во-вторых, на (назовем его так) дуализм значимости. Под дуализмом значимости мы понимаем то обстоятельство, что значимость является характеристикой не стимула как такового, а системы «стимул-психика»: стимул значим не сам по себе, а значим для данного организма с данным психическим (психофизиологическим) состоянием. Другими словами, значимость характеризует одновременно стимул и состояние организма (психики), их отношение друг к другу.

Обращение к понятию потребности при определении значимости является, на наш взгляд, существенным моментом для дальнейшего построения теории полиграфных проверок. Стимул будет значимым в том случае, когда организм имеет неудовлетворенную потребность, и психика при этом воспринимает стимул как сообщение о появление в окружающей ситуации фактора, способного повлиять на удовлетворение этой потребности. Например, для скрывающегося преступника появление приближающегося сотрудника полиции будет значимым стимулом, так как сотрудник полиции потенциально может повлиять на успешность удовлетворения актуальной для преступника потребности в безопасности (и, быть может, других потребностей). Напротив, приближение, скажем, дворника, не будет расценено психикой преступника как фактор, способный повлиять на успешность удовлетворения актуальной потребности, т.е. появление рядом дворника будет для преступника незначимым стимулом.

Подводя промежуточный итог, дадим такое определение: значимость стимула – это характеристика степени апеллирования стимула (а точнее – фактора, который этим стимулом репрезентован) к актуальным потребностям организма. Под апеллированием стимула (фактора) к потребности понимается способность стимула (фактора) влиять на успешность удовлетворения потребности: способствовать удовлетворению или препятствовать удовлетворению (фрустрировать) потребности.

Здесь возникает крайне важный вопрос: каким же образом осуществляется оценка способности стимула (т.е. фактора, о котором стимул сообщает) влиять на успешность удовлетворения потребности? Заметим, что давая определение значимости, мы не обращались к явлению сознания, хотя именно на сознание было бы «резонно» возложить необходимость оценивания значимости. В действительности же сознание является лишь одним из множества механизмов оценивания значимости стимула. В полиграфных проверках, однако, сознательное оценивание обследуемым значимости предъявляемых ему стимулов играет решающую роль.

Итак, значимый стимул – это такой стимул, который воспринимается (оценивается) психикой как способный помогать или мешать удовлетворению актуальной потребности организма. Каковы же механизмы оценивания значимости? Ответ и прост, и сложен: вся психика как раз и решает эту задачу. Другими словами, оценка значимости стимула выполняется на всех уровнях психики (у человека – включая сознание).

Мы выяснили, что значимость – это характеристика отношения «стимул-психика», а точнее – отношения «стимул-потребность» (далее мы уточним, что совместно с потребностью на значимость влияют мотивы и цели). Если стимул апеллирует к потребности (по «мнению» психики), то он значим. Оценка значимости выполняется на всех уровнях психики, и в эту оценку вовлечен весь «арсенал» высшей нервной деятельности: от врожденных рефлексов до сознательного осмысления (вспомним категорию личностный смысл, к которой еще вернемся). Если на уровне сознания человек может в некоторой степени «сам» участвовать в оценке значимости стимула, то безусловная рефлекторная реакция на стимул является следствием того, что данный стимул был оценен как значимый в процессе филогенеза.

Полиграфология работает с осознаваемыми стимулами, и, кроме того, как правило, со стимулами, обращенными ко второй сигнальной системе. Человеку, подвергающемуся воздействию таких стимулов, необходимо выполнять их семантический анализ – понимать смысл, передаваемый этими стимулами. Именно это обстоятельство, как мы увидим, не позволяет объяснить психический механизм полиграфных проверок только на основе значимости, и требует обращения к категории личностного смысла.

Говоря, что значимость в некотором аспекте отражает связь «стимул-потребность», т.е. связь потребности и предмета (объекта), к ней апеллирующего, необходимо вспомнить о категории мотива. Мотив также (в некотором другом аспекте) есть связь потребности и предмета. Отсюда можно проследить чрезвычайно важное для полиграфологии пересечение мотива и значимости: «Само понятие «ситуационно значимого стимула» неизбежно предполагает включение содержания стимула в поле динамических личностных смыслов человеческого сознания, т.е. связь стимула с ведущим в данный момент мотивом тестируемого субъекта» (С.И.Оглоблин, А.Ю.Молчанов, «Инструментальная «детекция лжи»: академический курс»).

О значимости нужно сказать еще одно. Известно, что у организма (у индивида, у личности) одновременно может быть несколько неудовлетворенных потребностей; известно также, что действия человека полимотивированы, т.е. могут направляться одновременно несколькими мотивами. Каждый стимул, таким образом, может апеллировать в той или иной степени к нескольким потребностям, или попадать в поля действия нескольких мотивов. Два разных стимула могут быть одновременно значимыми, относясь при этом к разным действующим потребностям и мотивам. Отсюда проистекает чрезвычайно насущная проблема полиграфологии – проблема сравнения значимости нескольких стимулов и определения причин этой значимости. Ряд ключевых положений предлагаемой нами теории направлен на решение именно этой проблемы.

Скажем несколько слов о соотношении значимости и внимания. Внимание принято считать особым когнитивным процессом, не имеющим, в отличие от других когнитивных процессов, собственного продукта. Внимание как бы «усиливает» другие познавательные процессы, направляет их на тот или иной объект; его можно рассматривать как характеристику концентрации сознания на некотором объекте.

В полиграфологии дискутируется вопрос о том, что первично: значимость или внимание. Одни считают, что значимость стимула (объекта) возникает вследствие того, что человек обратил на него внимание. Другие говорят, что внимание направляется на значимые стимулы, т.е. сначала воспринимается стимул, а затем, если он значим, на него обращается внимание. Первые возражают, что человек волен направить внимание на любой стимул. Вторые отвечают, что «направить внимание на стимул» означает «сознательно назначить стимулу высокую значимость», и внимание по определению обратится на этот вдруг ставший значимым стимул.

Мы полагаем, что значимость первична по отношению к вниманию. Воспринятый значимый стимул вызывает реакцию со стороны психики, а внимание есть одна из форм (один из компонентов) психического реагирования на стимул. К примеру, если в ситуации полиграфного тестирования испытуемому задать не обсужденный в предтестовой беседе вопрос, психика воспримет его как незнакомый (неклассифицированный) стимул, являющийся значимым, так как он потенциально может быть носителем угрозы. Как следствие, развивается ориентировочная реакция, компонентом которой является внимание.

Добавить комментарий