Стимулы типа Relevant и Irrelevant

Руководствуясь заявленным подходом, начнем рассмотрение разновидностей стимулов с исторически первой дихотомии: Relevant и Irrelevant. Более ста лет назад, на рубеже XIX и XX веков, когда Чезаре Ломброзо предъявлял подозреваемому релевантные и нерелевантные фотографии, это и было, пожалуй, первым применением стимулов Relevant и Irrelevant в полиграфологии.

Мы привыкли переводить «Relevant» как «проверочный» или «значимый», а «Irrelevant» – как «нейтральный». Традиция эта родилась, разумеется, не без оснований. Действительно, одним из возможных (с точки зрения общей лексики) переводов «Relevant» является «значимый». Подчеркнутая выше неприемлемость смешивания понятия «значимый стимул» (т.е. стимул, обладающий значимостью) с понятием Relevant Question была осознана рядом полиграфологов, и они предложили называть Relevant Question «проверочным вопросом», хотя «проверочный» и не является очевидным переводом английского термина. Понятие, обозначаемое термином «проверочный», является противоположностью понятия «контрольный» – об этом мы скажем чуть позже.

Оба варианта перевода, на наш взгляд, приводят к утрате части первоначального смысла понятия «Relevant». Сегодня слово «релевантный» сравнительно прочно вошло в нашу обыденную лексику – благодаря поисковым системам вроде Yandex и Google, в которых мы сортируем результаты поиска по релевантности. Что же означает «Relevant»? Наиболее адекватный перевод – «относящийся к делу». «Relevant» значит «относящийся к делу» – это и есть тот самый первоначальный смысл, который нам необходимо вкладывать в термин «Relevant Question». «Irrelevant», со всей очевидностью, значит «нерелевантный», т.е. «не относящийся к делу». В ситуации, аналогичной знаменитому опыту Ломброзо, из числа фотопортретов релевантным стимулом будет фотография жертвы, а нерелевантными стимулами – фотографии людей, не имеющих отношения к расследуемому преступлению.

Методика «выявления скрываемой информации» (Concealed Information Technique), к которой, по сути, относится рассмотренный случай из практики Ломброзо, была исторически первой методикой полиграфологии. Методика основана на применении стимулов двух видов: релевантных и нерелевантных, т.е., соответственно, относящихся к делу и к делу не относящихся. Именно объективная релевантность (объективное отношение к конкретному событию) есть то свойство, на основании которого стимулы (в этой методике) различаются. Во всем остальном они должны быть однородными; более того, с точки зрения правдивого обследуемого все стимулы теста являются одинаково релевантными (субъективная релевантность). Задача полиграфолога – определить, является ли значимость (для обследуемого) релевантных стимулов существенно более высокой, чем значимость нерелевантных стимулов. В случае, если это так, и учитывая, что единственное отличие стимулов заключается в их объективной релевантности, можно делать предположение об осведомленности проверяемого об этой объективной релевантности, т.е. об истинных частных признаках расследуемого события.

Добавить комментарий