Стимулы Relevant & Irrelevant Questions Technique

Следующий этап (в аспекте возникновения разновидностей стимулов) развития метода связан с Уильямом Марстоном, которой известен не только как создатель комиксов. Его методику у нас принято называть методикой «проверочных и нейтральных вопросов»; ее аутентичное наименование – «Relevant & Irrelevant Questions Technique». Как следует из названия, методика также основана на применении стимулов двух типов, более того, это снова релевантные и нерелевантные вопросы. В чем же состоит принципиальное отличие вопросов в Concealed Information Technique от вопросов в Relevant & Irrelevant Questions Technique?

Основание различения стимулов у Марстона то же, что и в «методике скрываемой информации», – релевантность. Однако Марстон отказался от принципа подбора стимулов, присущего «методике скрываемой информации». В ней, напомним, стимулы должны быть 1) однородными и 2) репрезентовать частные признаки расследуемого события. Напротив, в Relevant & Irrelevant Questions Technique, стимулы могут касаться общих признаков события, и, как следствие, становятся заметно неоднородными. Переход к такому способу подбора стимулов был во многом обусловлен принятием гипотезы (по нашему мнению, ошибочной, см. статьи о роли феномена лжи в полиграфных проверках), согласно которой выраженность физиологических реакций «пропорциональна», в первую очередь, лживости ответа.

Благодаря появившейся возможности не основывать стимульный материал только на частных признаках события, сфера применимости метода значительно расширилась. Однако сравнительно скоро стал очевиден непреодолимый «обвинительный уклон» методики: проверяемые реагировали сильнее на релевантные вопросы, практически независимо от того, были ли их ответы лживыми или правдивыми. Причина для нас очевидна: при сохранении своей объективной (фактической) релевантности, из-за своего внешнего (формального) различия стимулы заведомо приобрели разную субъективную релевантность (т.е. релевантность с точки зрения проверяемого), а, следовательно, и заведомо разную значимость. Главной составляющей «искусства» полиграфолога стало умение толковать различия в выраженности реакций в аспекте категорий «лжи» и «правды», а не в аспекте значимости.

Для устранения этого главного недостатка методики «проверочных и нейтральных вопросов» в арсенал полиграфологии были введены контрольные вопросы, что позволило методу выйти на качественно новый уровень.

Добавить комментарий