Контрольные стимулы

Знакомый с принципами проведения эксперимента понимает назначение контрольных опытов, или контрольных групп. Их смысл, если коротко, в том, что они должны приводить к заранее известному (ожидаемому) результату, тем самым служа подтверждению корректности эксперимента.

Марстон, столкнувшись с главной проблемой своей Relevant & Irrelevant Questions Technique, наметил путь к ее решению (об этом стало известно после публикации рабочих дневников Марстона). Путь этот, по сути, совпадал с идеей Control Questions, предложенной Рейдом, и развитой Бакстером. Легко видеть, что эта идея является переложением общего для всех экспериментов принципа контрольных опытов на сферу полиграфологии.

Проблема, вызвавшая необходимость внедрения в тесты контрольных вопросов, базируется, как уже было сказано, на том обстоятельстве, что стимулы типа Relevant и Irrelevant в методике «проверочных и нейтральных вопросов» лишились формальной однородности, которой они обладали в Concealed Information Technique (в тестах типа Guilty Knowledge Test). Внешняя, очевидная неоднородность стимулов неизбежно приводит к тому, что релевантные стимулы (релевантность которых теперь очевидна для проверяемого) становятся заведомо более значимыми.

Чтобы избавится от этого эффекта «заведомо очевидной релевантности-значимости», непричастному проверяемому необходимо предложить такие стимулы, которые бы казались ему релевантными, на самом деле (фактически) таковыми не являясь. (Причастного же проверяемого ввести в заблуждение не получится: он-то прекрасно знает, какие из стимулов на самом деле релевантны). Такими стимулами и стали классические Control Questions («вопросы сравнения», Comparison Questions).

Их «контрольный» смысл в том, что мы заранее знаем (точнее – и это важно – мы лишь предполагаем), какую реакцию они должны вызвать у проверяемого: для непричастного они должны быть наиболее значимыми; для причастного – менее значимыми, чем релевантные стимулы. Однако для того, чтобы Control Questions начали обладать этим «контрольным» свойством, полиграфолог вынужден приложить определенные усилия. Перед полиграфологом встает задача «убедить» проверяемого в значимости (релевантности) этих стимулов. С точки зрения психологического механизма проверки это означает необходимость помещения контрольных стимулов в поле ведущего мотива проверяемого, так, чтобы проверяемый воспринимал эти стимулы как апеллирующие к его актуальной потребности.

Однако категория «контрольный вопрос» не сводится только лишь к уже сказанному. Ввиду особой важности контрольных вопросов, мы продолжим разговор о них в следующих статьях.

Добавить комментарий