«Контрольный вопрос» как «вопрос альтернативы»

В нашей терминологии, отражающей объективные существенные свойства стимулов, контрольным стимулом называется такой стимул, значимость которого для обследуемого предполагается известной. Стимул, значимость которого предполагается высокой, должен представляться (преподноситься) обследуемому релевантным, поэтому такие контрольные стимулы мы называем псевдорелевантными. Стимул, значимость которого предполагается низкой, как правило воспринимается обследуемым как нерелевантный, поэтому такие контрольные стимулы мы называем нерелевантными.«Классическая» терминология именует «контрольным вопросом» во-первых, контрольные псевдорелевантные, и, во-вторых, вопросы типа Guilty Complex и Symptomatic. Выше мы показали, что два последних типа вопросов в действительности не обладают свойствами контрольных вопросов, если в качестве существенных свойств контрольного вопроса рассматривать наличие априорного предположения о значимости этого вопроса для проверяемого.
Рассмотрим некоторые существенные свойства и функции контрольного вопроса, понимая здесь под этим термином контрольный вопрос в его наиболее традиционной трактовке (исключая Guilty Complex, Symptomatic и подобные), т.е. Control (Comparison) Question.
Неоспорим тот факт, что грамотное использование контрольных вопросов позволяет расширить границы применимости метода и обеспечивает более высокую эффективность и результативность полиграфных проверок.
Согласно С.И.Оглоблину и А.ЮМолчанову, контрольный вопрос – это вопрос, обеспечивающий методическую корректность процедуры полиграфной проверки и выполняющий функцию сравнительного эталона степени выраженности физиологических реакций (и, следовательно, уровня личностного смысла, или ситуативной значимости) по сравнению с выраженностью физиологических реакций, возникающих в ответ на предъявление обследуемому проверочных (в первую очередь) и нейтральных вопросов.
Далее, с операциональной точки зрения контрольный вопрос должен характеризоваться одним из следующих свойств:
1) обследуемый дает заведомо ложный ответ на контрольный вопрос;
2) обследуемый сомневается в правдивости ответа, даваемого на контрольный вопрос;
3) обследуемый отвечает на контрольный вопрос правдиво, но тем самым сознается в чем-то негативном, испытывая при этом затруднения.
Другими словами, согласно С.И.Оглоблину и А.Ю.Молчанову, классический контрольный вопрос предполагает со стороны проверяемого сомнение в правдивости ответа, осознание лживости ответа или осознание нежелательности правдивого ответа. Это обстоятельство, которое можно выразить формулой «сомнение»-«ложь»-«трудность правды», в условиях актуализации у обследуемого мотива «предстать правдивым» помещает контрольный вопрос в личностнозначимое поле «правдивого» обследуемого, вытесняя оттуда вопросы типа Relevant.
Эта функция классического контрольного вопроса (вытеснять из личностнозначимого поля проверочные вопросы) является, на наш взгляд, важнейшей функцией контрольного вопроса. Всего же можно назвать три его функции:
1) Функция альтернативы: контрольный вопрос вытесняет из поля ведущего мотива проверочные вопросы (у «правдивого» обследуемого) и сам оккупирует это поле. Функция альтернативы является существенной и специфичной функцией классического контрольного вопроса.
2) Функция сравнения (эталона): реакции на контрольный вопрос служат эталоном при выяснении выраженности и силы реакций на другие вопросы теста. Заметим, что функция сравнения выполняется и вопросами типа Neutral (которые мы в нашей теории также относим к разряду контрольных).
3) Функция выявления симптомокомплекса: являясь значимым, контрольный вопрос вызывает реакции, на основе анализа которых мы можем выделить информативные параметры и признаки реакций, присущие данному проверяемому в данной ситуации .
Если говорить о принципах формулирования классического контрольного вопроса с точки зрения свойства релевантности, можно отметить следующее. Во-первых, контрольный вопрос должен восприниматься проверяемым как релевантный, т.е. как минимум с точки зрения универсальных значений он должен принадлежать к теме проверки. Во-вторых, контрольный вопрос не должен быть фактически релевантным, т.е. он не должен указывать проверяемому на истинные признаки расследуемого события. Другими словами, контрольный вопрос должен обладать, как мы говорим, псевдорелевантным характером.
С точки зрения смыслового содержания, лежащего в основе вопроса, можно условно выделить следующие группы контрольных вопросов:
1) вопросы о негативных событиях (поведении проверяемого) в прошлом;
2) «персонифицированные» вопросы, направленные на возможные случаи проявления нелояльности к значимой для проверяемого персоне (например, к непосредственному руководителю);
3) «легендированные» вопросы – посвящены фиктивной цели проводимой проверки (эта тема подробно рассматривается в четвертом разделе книги);
4) «психологические» вопросы, направленные на оценку проверяемым себя или своего окружения. Полезны при работе с лицами тревожно-мнительного круга, с завышенной или заниженной самооценкой;
5) «подготовительные жертвенные» вопросы и «общий контрольный вопрос» – вид «психологических» вопросов, имеющий особые функции: купирование ориентировочной реакции, актуализация личностного смысла последующих контрольных или проверочных вопросов.
Должен ли ответ проверяемого на контрольный вопрос обязательно быть отрицательным? Согласно теории личностных смыслов, первична значимость вопроса. Характер ответа является лишь одним из факторов реакции.
Для обеспечения реализации «функции альтернативы» полиграфолог должен с особенной тщательностью подойти к предварительному формулированию контрольных вопросов, к их обсуждению с обследуемым в предтестовой беседе и к их оперативной корректировке. В результате, говоря в терминах нашей теории, необходимо достичь такой структуры личностнозначимых семантических рядов у проверяемого, при которой у «правдивого» проверяемого контрольные вопросы вытеснят из поля ведущего мотива все проверочные (Relevant) вопросы. «Виновный» же проверяемый, напротив, должен воспринимать как фрустрирующие его актуальную потребность вопросы типа Relevant.
Еще раз подчеркнем, что контрольный вопрос является не просто «вопросом сравнения», но активно влияет на значимость проверочных вопросов, являясь «вопросом альтернативы». Значимость проверочного вопроса зависит от значимости смежных ему контрольных вопросов: один и тот же проверочный вопрос на фоне разных по значимости контрольных будет приобретать разную значимость. К примеру, пара, казалось бы, аналогичных вопросов: «Вы намерены лгать на вопросы этого теста?» и «Среди вопросов теста есть такой, на который вы намерены солгать?» – характеризуется различным соотношением значимости для «виновных» и «правдивых» проверяемых (второй вопрос активнее включается «виновным» обследуемым в релевантное семантическое поле и актуализирует соответствующий личностный смысл, увеличивая значимость проверочных релевантных вопросов). Из сказанного следует определяющая роль работы по формулированию и обсуждению с обследуемым контрольных вопросов в проверках, где используется данный тип стимулов.

Добавить комментарий