Комбинирование свойств различных методик. «Надметодические» тесты

Ранее мы увидели, что различия классических методик наблюдаются в трех важных аспектах:

  • однородность или неоднородность стимулов;
  • отсутствие или наличие «обвинительного уклона»;
  • неспособность или способность работы с общими признаками расследуемого события.

Желательными свойствами для полиграфолога являлись бы: однородность стимулов, отсутствие «обвинительного уклона», возможность работы с общими признаками. Эволюция метода, как мы проследили, направлена именно к получению тестов с такими свойствами. Однородность ряда важна, ведь благодаря ей стимулы будут вторгаться в поле личностных смыслов сознания проверяемого не вследствие их объективных формальных свойств, а соответственно личному опыту обследуемого и направленной актуализации динамических смыслов, выполняемой полиграфологом. Возможность использования общих признаков расследуемого события нужна, так как она существенно расширяет область применимости метода.

Только крайняя зашоренность сознания может заставлять специалиста слепо следовать тем или иным догмам. Мы же, вместе с читателем, попросту возьмем все желательные свойства и соединим их в «надметодических» тестах.

Итак, синтезируем тест, в котором можно использовать общие признаки, в котором будут вопросы сравнения и (что важно для элиминации «обвинительного уклона») альтернативы, и, при всем этом, не будет утеряна однородность стимульного ряда.

Рассмотрим тест, за которым в нашей практике закрепилось условное наименование «тест предварительной проработки версий». Это название отражает наиболее частое целевое назначение теста. С точки зрения структуры и логики синтеза этого теста его можно назвать тестом однородных проверочных и контрольных вопросов. Исходным форматом теста является формат Guilty Knowledge Test (жертвенный вопрос, несколько псевдорелевантных проверочных вопросов-дистракторов и релевантный проверочный вопрос), модифицированный в соответствии с логикой теории личностных смыслов. В результате тест состоит из проверочных релевантных, проверочных псевдорелевантных и контрольных псевдорелевантных вопросов, формально являющихся однородными.

Обратимся к конкретному примеру. Фабула расследуемого дела такова. Охранник объекта осуществил в ночное время допуск посторонних, незнакомых ему лиц в охраняемое помещение. Несколько вошедших мужчин рекомендовали охраннику «не рыпаться и не мешать». Несмотря на то, что на рабочем месте охранника находилась кнопка тревожной сигнализации, а сам охранник был человеком физически крепким (и до этого случая успешно демонстрировал поведение «альфа-самца»), он дал возможность преступникам вынести из охраняемого помещения сейф с крупной суммой денег, не оказав никакого сопротивления.

Перед полиграфологом встала задача выяснить причастность охранника к краже и характер его возможного участия в краже (единоличное участие, сговор, наводка малознакомых преступников). Одним из центральных тестов проверки стал тест предварительной проработки версий.

Три версии о характере причастности к преступлению были выражены в двух проверочных релевантных вопросах: «Похищение денег стало возможным по причине Вашей договоренности с кем-либо о краже?» (R1) и «Похищение денег стало возможным по причине Вашего личного участия в краже?» (R2). Гипотеза такова: активное личное (или единоличное) участие подозреваемого в преступлении будет связано с максимальной значимостью вопроса R2; в случае, если подозреваемый является участником преступной группы, значимыми будут оба проверочных вопроса; доминирование вопроса R1 при малозначимом R2 может означать, что подозреваемый является соучастником преступления, но не является постоянным активным участником преступной группы (например, просто навел случайных знакомых).

Псевдорелевантные вопросы теста (проверочные и контрольные) должны, в соответствии с идеей теста, быть формально однородными с проверочными релевантными вопросами.

В качестве псевдорелевантных проверочных дистракторов были использованы вопросы, касающиеся вероятно незначимых возможных причин, способствовавших происшествию.

В качестве контрольных вопросов были использованы вопросы о халатности при исполнении служебных обязанностей и «психологический» вопрос о якобы проявленной обследуемым трусости. С учетом специфики работы и психологического портрета проверяемого именно такие вопросы должны оккупировать поле его личностных смыслов в том случае, если проверяемый непричастен к преступлению. Заметим, что данные контрольные вопросы занимают промежуточное положение между псевдорелевантными и релевантными, так как они в значительной мере отражают истинные признаки расследуемого события.

Итоговый вопросник теста предварительной проработки версий представлен в таблице:

Тип Текст вопроса
0. Вводный,
жертвенный
Похищение денег стало возможным по причине: случайного стечения обстоятельств?
1. Проверочный
псевдорелевантный
…неправильных действий кассира?
2. Контрольный
псевдорелевантный
…Вашей халатности при исполнении служебных обязанностей?
3. R1 Проверочный
релевантный
…Вашей договоренности с кем-либо о хищении денег?
4. Проверочный
псевдорелевантный
…недосмотра руководства?
5. Контрольный
псевдорелевантный
…Вашего малодушия при развитии ситуации?
6. R2 Проверочный
релевантный
…Вашего личного участия в хищении денег?
7. Проверочный
псевдорелевантный
…нарушения правил хранения денег?
8. Контрольный
релевантный
Вы скрыли от меня что-либо по поводу причин, приведших к хищению денег?

Как видно, тест характеризуется однородностью стимулов, но, при этом, включает в себя вопросы контрольного характера. Тест позволяет снизить «обвинительный уклон» проверочных релевантных вопросов за счет двух факторов: 1) однородности стимулов и 2) обвинительного уклона контрольных вопросов альтернативы.

Рассмотрим еще один «надметодический» тест с условным наименованием «тест вероятного ролевого участия».

Все вопросы теста объединены общей темой: «кто Вы в этом деле?». Ряд состоит из проверочных релевантных вопросов (о личном и групповом участии в расследуемом инциденте), контрольных псевдорелевантных вопросов (вопросы альтернативы для непричастных обследуемых) и контрольных релевантных вопросов (направленных на актуализацию смысла релевантных или псевдорелевантных вопросов).

Благодаря наличию вопросов альтернативы (контрольных псевдорелевантных) снижается заведомая значимость (для непричастных) проверочных вопросов и устраняется «обвинительный уклон» теста в целом.

Особенностью теста является то, что в предтестовой беседе не форсируется перевод контрольных псевдорелевантных вопросов в поле личностных смыслов сознания обследуемого. Полиграфолог, проводя беседу, убеждается, что в тест включены возможно значимые контрольные вопросы, но специальной «накачки» значимости этих вопросов не осуществляет. Задача актуализации смыслов псевдорелевантных контрольных вопросов частично решается действием на сознание обследуемого релевантных контрольных вопросов. В результате в поле личностных смыслов сознания обследуемого оказываются контрольные релевантные вопросы (т.н. «переменные дистракторы», значимые как для причастных, так и для непричастных проверяемых) и те вопросы (смыслы), которые туда помещает сам обследуемый.

Взглянем на конкретную реализацию теста. Фабула дела следующая. В магазине была совершена кража денег из сейфа, сейф был поврежден. Доступ в помещение с сейфом могли иметь все сотрудники магазина. Сейф не был заменен на новый, и выручку начали оставлять в кассе. Через несколько дней, придя утром на работу, продавец-кассир Н. обнаружила пропажу оставленных накануне вечером в кассе денег. Следствие стало рассматривать Н. как основную подозреваемую в обеих кражах.

Программа проверки, которую разработал полиграфолог для решения задачи выяснения ролевого участия Н. в кражах, включала и тест вероятного ролевого участия. Тест был посвящен второй краже (из кассы), и состоял из следующих вопросов:

Тип Текст вопроса
0. Вводный,
жертвенный
Вы в этом деле: случайный человек?
1. Контрольный
релевантный
…человек, который обманывает следствие?
2. Проверочный
релевантный
…человек, вступивший в сговор для кражи денег?
3. Проверочный
псевдорелевантный
…человек, который обнаружил пропажу денег?
4. Контрольный
псевдорелевантный
…человек, который мог совершить хищение?
5. Проверочный
релевантный
…человек, имеющий [намеренное] отношение к пропаже?
6. Контрольный
релевантный
Вы скрыли от меня что-либо о Вашем участии в хищении денег?

Обсуждение теста было проведено в соответствии с рекомендациями, приведенными выше.

В результате были получены примерно следующие оценки значимости стимулов:

16

Оказалось, что, даже несмотря на следственные мероприятия, проведенные ранее в отношении подозреваемой, проверочные релевантные стимулы находились вне поля действия ведущего мотива. Интересно отметить, что проверочный псевдорелевантный вопрос (№3) оказался одним из наиболее значимых для обследуемой. Впрочем, это легко объясняется с точки зрения теории личностных смыслов.

С учетом результатов теста вероятного ролевого участия и других тестов обследования полиграфолог сделал вывод о непричастности подозреваемой к расследуемому событию (впоследствии правильность этого вывода подтвердилась).

Итак, мы бегло познакомились с практическим подходом синтеза «надметодических» тестов, который предлагается общей теорией полиграфных проверок. Позднее мы рассмотрим далее еще несколько технологических приемов.

Добавить комментарий