Работа со смысловой установкой при проведении расследований

Рассмотрим еще один способ использования смысловой установки. Этот прием лежит в основе теста («методики») ситуационно значимых стимулов Ю.И.Холодного, который мы рассмотрим с точки зрения теории личностных смыслов.

Тест состоит из двух или трех рядов (предъявлений), один из которых является «проверочным», а остальные – «контрольными». Вопросы, как это делается в тестах Concealed Information Technique, предваряются общим вводным вопросом. Ряды идентичны друг другу, за исключением вводного вопроса, на который и возлагается функция смены установки.

Вопросы теста должны быть однородными (с точки зрения формы и универсальных значений), но среди них один является вопросом типа Relevant, т.е. репрезентует истинный признак (общий или частный) расследуемого события, а остальные исполняют роль нейтральных и контрольных (в традиционной терминологии) вопросов. Взглянем на конкретный пример вопросника, использованного в проверке, которую проанализируем ниже:

1.Контрольный ряд:Во вторник утром вы принесли с собой из дома… 2.Проверочный ряд:Во вторник вечером Вы вынесли за территорию магазина…
0. мобильный телефон?
1. ключи от офиса?
2. печать магазина? (Control1)
3. крупную сумму денег? (Relevant)
4. «черные» ведомости? (Control2)
5. ключи от сейфа?
6. упаковку таблеток?

Идея теста базируется на том, что значимость стимулов в контрольном и проверочном рядах будет различной, т.к. она определяется смысловой установкой, диктуемой вводным вопросом ряда. В контрольном ряду при помощи вводного вопроса создается смысловая установка (готовность реагировать в поле действия ведущего мотива), направленная на нерелевантный стимул, который становится значимым для проверяемого. В проверочном же ряду вводный вопрос переносит смысловую установку на какой-то другой вопрос (релевантный или другой контрольный), бывший в контрольном ряду незначимым (при условии адекватности реагирования проверяемого). И если в проверочном ряду значимым стал релевантный вопрос – полиграфолог вправе сделать предположение о причастности проверяемого к расследуемому событию.

В нашем примере речь идет о расследовании кражи крупной денежной суммы в одном из столичных супермаркетов. Утром в среду управляющий обнаружил пропажу денег из своего служебного сейфа (вечером во вторник деньги были на месте). Помимо управляющего доступ к содержимому сейфа имели пять бухгалтеров.

В ходе сбора контрольной информации в отношении одной из подозреваемых полиграфолог достоверно установил, что во вторник та принесла с собой из дома печать магазина. Следовательно, накануне подозреваемая забрала печать домой, что было строжайше запрещено правилами внутреннего распорядка. Полиграфолог выяснил также, что во вторник вечером подозреваемая забрала с собой из офиса ведомости «черной» бухгалтерии, что опять-таки было грубым нарушением корпоративной дисциплины. Подозреваемая оба названных факта отрицала. Именно они и вошли в тест в качестве контрольных вопросов (Control1 и Control2 в таблице выше).

В первом ряду теста наиболее значимым для подозреваемой стимулом был стимул Control1 (о печати магазина). В проверочном ряду теста этот стимул покинул личностнозначимое поле в сознании проверяемой – его место занял стимул Control2 (о «черной» бухгалтерии). Это позволило полиграфологу сделать вывод, во-первых, об адекватном характере реагирования обследуемой, и, во-вторых, о ее непричастности к расследуемой краже.

Если бы в проверочном ряду значимым стал релевантный стимул, это склоняло бы нас к принятию решения DI. В том случае, когда наблюдается высокая значимость релевантного вопроса и в контрольном, и в проверочном ряду, делать определенный вывод нельзя – следует допустить две альтернативные возможности:

  • устойчивая значимость релевантного вопроса вызвана неадекватным характером реагирования «правдивого» обследуемого (озабоченного самим фактом подозрения);
  • устойчивая значимость релевантного вопроса вызвана доминированием жесткой фиксации «виновного» проверяемого на истинном признаке события над смысловой установкой, диктуемой вводным вопросом контрольного ряда.

В случае неопределенности (IN) теста полиграфологу необходимо провести коррекционную межтестовую беседу и применить тесты, позволяющие проверить адекватность обследуемого процедуре проверки.

Важно отметить, что проверочный ряд теста не стоит предъявлять сразу после контрольного ряда – необходимо время на смену установки. Рекомендуется предъявлять проверочный ряд после проведения промежуточного теста.

Рассмотренный тест является хорошей иллюстрацией работы механизма актуализации личностных смыслов, описываемого нашей теорией. Как и в других тестах, анализируемых с позиций теории, грань между классическими методиками делается нечеткой – напротив, отчетливо проступает единое логическое основание, общее для всех полиграфных тестов.

Добавить комментарий